Рускеальский экспресс: дым столбом, кипит, дымится пароход...
Содержание
В названии нет опечатки. Дело в том, что в начале XIX века паровоз в России действительно называли «сухопутным пароходом». Привычное название «паровоз» закрепилось за железнодорожным транспортом позже, во второй половине XIX века. Именно в это время и предлагает нам окунуться скорый фирменный ретро-поезд под романтичным названием «Рускеальский экспресс», который с 1 июня 2019 года курсирует по маршруту «Сортавала — горный парк Рускеала»
Рускеальский экспресс: история создания
Начнём с того, что сейчас это единственный в России действующий ежедневный поезд на паровом ходу. Состоит он из трёх вагонов — двух купейных и вагона-ресторана. Интерьеры вагонов и форма обслуживающего персонала стилизована под эпоху конца XIX начало XX века, поэтому, конечно, от желающих доехать до горного парка «Рускеала» в таком красивом антураже нет отбоя. Особенно это ощутимо в выходные дни, когда билеты на ретро-поезд можно просто не успеть купить, настолько быстро их разбирают. Пока в «Рускеальском экспрессе» всего 91 место и 3 вагона.
А везёт эти вагоны самый настоящий советский магистральный товарный паровоз типа 1-5-0СО18—2018. Аббревиатура СО — это Серго Орджоникидзе. Изготовлен этот могучий старик аж в 1941 году на Ворошиловградском заводе имени Октябрьской революции. В общем, машина с богатой историей и определённо заслуживает внимания.
Сейчас «Рускеальский экспресс» — это увлекательный туристический аттракцион, который лишь частично выполняет задачу перевозки туристов, желающих посетить горный парк «Рускеала». Однако у руководства парка и руководителей РЖД большие планы на это направление. Так уже в следующем году планируется увеличить пассажирскую вместимость экспресса и добавить к составу ещё три вагона.
Интересно, что для того, чтобы поставить «Рускеальский экспресс» на рельсы путейцам пришлось отремонтировать 2,5 км железнодорожных путей, восстановить платформу на станции Сортавала, «вернуть к жизни» поворотный круг веерного депо и подвести специальные коммуникации для полноценного обслуживания паровоза и заправки водой его парового котла.
Но на этом работники РЖД не остановились. К 2020 году планируется восстановить разрушенный мраморный вокзал, который находится на территории горного парка, оборудовать там полноценную стационарную платформу и сделать дополнительный вход на территорию «Рускеала». Для этого нужно дополнительно восстановить ещё 1 км пути и построить в конце маршрута новый разворотный круг для паровозов, но эти задачи точно никого не смущают.
Рускеальский экспресс: маршрут, расписание и цена билета
Чтобы стать пассажиром «Рускеальского экпресса» нужно сначала добраться до города Сортавала. Удобнее всего сделать это с помощью поезда №821 «Ласточка», который отправляется с Финского вокзала в Санкт-Петербурге ежедневно в 06:15 и прибывает в Сортавала в 10:20. Сам «Рускеальский экпресс» отходит через 20 минут, и этого времени пассажирам как раз хватает для того чтобы вдоволь пофотографировать и, конечно, обсудить всё происходящее.
Билет на «Рускеальский экспресс» стоит от 350 до 420 рублей, а если проголодаетесь в пути, то в вагоне-ресторане можно купить неплохую выпечку за почти символические деньги, цены там начинаются от 30 рублей. Забавно, что хотя поезд и ретро, в нем присутствует вполне современный Wi-Fi и комбинированные розетки на 220 воль и 2 разъема USB. Аутентичность аутентичностью, но про уровень сервиса забывать тоже нельзя.
«Рускельский экспресс» прибывает в горный парк в 11:40, через час после отправления из Сортавала. В обратную сторону поезд отправляется в 17:30 и прибывает на станцию Сортавала в 18:30. Такие временные интервалы выбраны не случайно. Дело в том, что график «Рускеальского экспресса» разработан с таким расчётом, чтобы пассажирам было удобно пересаживаться на поезд «Ласточка», курсирующий между Санкт-Петербургом и Сортавалой, в обе стороны, и туда и обратно. Из Сортавалы «Ласточка» отправляется в 18:42, прибывая в Санкт-Петербург в 22:43. Почти идеальное расписание для насыщенного выходного дня.
Куда везёт пассажиров «Рускеальский экспресс»?
Горный парк «Рускеала» — место, которое однозначно заслуживает отдельной статьи и которое рано или поздно (а чаще всего рано) посещает любой человек, приезжающий в Карелию. Причём количество гостей парка растёт с каждым годом. Так, по словам руководства управляющей парком компании «Колмас» в год открытия «Рускеала» (2005) здесь побывало всего 4000 человек. А в 2018 уже более 315 000. Так что запуск железнодорожной ветки с ретро-поездом — решение продуманное и давно назревшее, поскольку теперь желающим добраться до горного парка сделать это гораздо проще.